Бомбардировщик Ju 88-A
Германия - 1937
Производственным прототипом для серии A был Ju 88-V6. Первая партия из 10 предсерийных Ju 88-A0 была собрана для служебных испытаний в Erprobungskommando 88 (экспериментальная команда 88) весной 1939 года. Эта команда в августе была преобразована в I/KG 25. В соответствии с отдававшимся тогда немцами предпочтением пикировщикам, на них были установлены под передним лонжероном снаружи от гондол щелевые тормозные решетки для пикирования. Серийные Ju 88-A1, около 60 экземпляров которых было поставлено к концу 1939, также несли эти тормоза и были сильно ограничены в сфере допустимых высокоскоростных маневров; фюзеляж имел предельную загруженность и манипуляции с тормозами при максимальной летной нагрузке влекли серьезную угрозу конструкционной поломки.
В ходе серийного производства серии "А" было выпущено 17 модификаций самолета Ju 88-A, различавшихся по назначению, вооружению, установке новых двигателей и т.д. Самой массовой модификацией серии "А" стал самолет Ju 88-A4, который поступил в серийное производство в 1940 году. От первой производственной серии (А1) самолет отличался увеличенным размахом крыла, усиленным шасси и хорошим бронированием экипажа самолета.
Базовое вооружение состояло из одного 7.9-мм пулемета MG 81, расположенного в передней части фюзеляжа, одного 7.9-мм пулемета MG 81Z в подфюзеляжной гондоле и двух стреляющих назад пулеметов MG 81, расположенных в задней части кабины. Номинальная бомбовая нагрузка, включающая различные комбинации бомб, расположенных на подкрыльевых держателях, достигала 1000 кг (см. рис. Крыльевые бомбодержатели Ju 88-A1. Каждый нес 250-кг бомбу. Виден фюзеляжный бомбоотсек для 16-ти 50-кг бомб или одной 1200-кг. Позади него виден отсек, обычно использовавшийся под 690-литровый бак, но способный нести и бомбы).
Ju 88A использовался на протяжении всей второй мировой войны на всех фронтах.
Пулеметы в задней части кабины Ju 88-A
1. Стрелковая установка LLK 81VE
2 и 3. Левый и правый 7,9 мм пулеметы MG 81J
4 и 5. Левый и правый ремни задних установок
6. Гибкие металлические звенья пулеметных лент
7 и 8. Ящики для хранения пулеметных лент
9 и 10. Левый и правый гильзоулавливатели
11 и 12. Рукава и ящик для сбора гильз
Модификации
Ju 88-A1 Бомбардировщик.
Ju 88-A2 - Этот вариант был подобен A1, однако на нем были установлены узлы крепления стартовых ракетных ускорителей, которые использовались при взлете с перегрузкой, а после окончания работы сбрасывались на парашюте. Оснащался двигателями Jumo 211 G.
Ju 88-A3 - был переделанным учебным вариантом A1 с двойным управлением и дублироваными приборами.
Ju 88-A4 Бомбардировщик.
Ju 88-A5 Бомбардировщик.
Ju 88-A6 - A5, приспособленный для прорыва аэростатного заграждения. Для этого он оснащался параваном перед крылом, заканчивающимся резаками тросов. Общий вес паравана с 60 кг противовесом составлял 380 кг. Увеличившееся воздушное сопротивление снизило крейсерскую скорость на 25 км/ч. A6 оказался очень уязвимым и неэффективным для борьбы с аэростатами. После неудачного применения их в "битве за Британию" часть самолетов переделали в обычные бомбардировщики со снятием паравана и противовеса. Остальные переделали в дальние морские разведчики. Экипаж на них сократили до трех человек, нижнюю гондолу сняли, а в носу смонтировали радар FuG.200 Hohentwiel. Эта модификация (Ju 88-A6/U) оснащалась, двигателями Jumo 211 J и подвесными баками под центропланом.
Ju 88-A7 - учебный вариант A5 с двигателями Jumo 211 H и дублированным управлением.
Ju 88-A8 - Прорыватель аэростатов заграждения. Этот вариант отличался от A6 тем, что был выполнен на базе планера A4. Имел сокращенный до 3 человек экипаж и нес на передних кромках крыла резаки. Двигатели Jumo 211 F1. Выпускался малой серией.
Ju 88-A9 - Бомбардировщик. Альтернативное обозначение для тропического A1. Отличался наличием противопылевых фильтров, усиленным шасси, солнцезащитными шторками, снаряжением для выживания в пустыне и пр.
Ju 88-A10 - Бомбардировщик. Альтернативное обозначение для тропического A5.
Ju 88-A11 - Бомбардировщик. Альтернативное обозначение для серийного тропического A4. Доработанный в частях технического обслуживания тропический вариант A4 получил обозначение Ju 88-A4/Trop.
Ju 88-A12 - Тренировочная версия A4 без вооружения, гондолы стрелка и тормозных решеток.
Ju 88-A13 - был сильнобронированным штурмовым вариантом без бомбоприцела. Бомбовая нагрузка обычно состояла из двух подкрыльевых контейнеров "Schuettkaesten", содержащие по 72 мелкие осколочные бомбы или 250*2 кг осколочные бомбы. Вооружались дополнительно 16 курсовыми пулеметами МG 17, подвешенных в контейнере на держателях ЕТС под крылом. Многие экземпляры этого варианта были оснащены автоматами вывода из пикирования, поскольку с них сняли тормозные решетки.
Ju 88-A14 - Модифицированный вариант A4.
Ju 88-A15 - Трехместный бомбардировщик с дополнительным деревянным бомбовым отсеком, позволившим увеличить внутреннюю бомбовую нагрузку до 3000 кг. Hижняя гондола снималась. Оборонительное вооружение состояло только из двух MG 15.
Ju 88-A16 - Учебный самолет на базе A14 без вооружения и нижней гондолы .
Ju 88-A17 - Торпедоносец. Модифицированный A4, имевший под корневой частью крыла держатель РVС, что позволяло поднять две 765-кг торпеды LT F5b. В длинном обтекателе справа под фюзеляжем располагался механизм подготовки торпеды к сбросу. Экипаж обычно сокращался до трех человек. Нижняя гондола на некоторых самолетах снималась. Выпускался малой серией и поступал в основном в KG 28.
Тактико-технические характеристики Размеры, м: | |
длина | 14.4 |
размах крыла | 20.0 |
площадь крыла, м.кв. | 54.5 |
Масса, кг: | |
пустого | 7700 |
взлетная | 11500 |
макс. взлётная | 14000 |
Двигатель | 2 x Jumo 211 В-1 |
мощность, л.с. | 1200 |
Скорость, км/ч: | |
у земли | 365 |
максимальная | 471 |
Скороподъемность | 5000 м за 18 мин |
Потолок практический, м | 8140 |
Дальность полета, км | 1800 |
Вооружение: | |
Пулеметы (MG 81; спереди) 7.9 мм | 1 |
Пулеметы (MG 81Z; внизу, сзади) 7.9 мм | 1 |
Пулеметы (MG 81; вверху, сзади) 7.9 мм | 2 |
Бомбовая нагрузка, кг | 1000 |
Экипаж, чел. | 4 |
Литература: - Warplanes of Luftwaffe. Aerospace Publishing Ltd. London. 1994
- Aircraft Profile #29 1967.
См. также:
Бомбардировочные подразделения Luftwaffe и их маркировка
"Рентген"
Боевое применение Ju 88-A