Истребитель И-16 (ЦКБ-12)
СССР - 1933
ЦКБ-12 - опытный экземпляр И-16 авиаконструктора Н. Н. Поликарпова - впервые поднял в воздух В. П. Чкалов 31 декабря 1933 года. Этот самолет был самым скоростным и вместе с тем самым легким истребителем середины 30-х годов. Его характерной особенностью наряду с высокой по тому времени скоростью являлась хорошая маневренность.
И-16 ("И" - истребитель) создавался Поликарповым в инициативном порядке параллельно с бипланом И-15. И-16 отличался малыми размерами, что обеспечивало ему минимальные моменты инерции при выполнении фигур высшего пилотажа.
Маневренность самолета можно повысить за счет уменьшения устойчивости. Укоротив хвостовую часть фюзеляжа, конструктор уменьшил плечо горизонтального оперения и сдвинул вперед аэродинамический фокус самолета. За счет "обрезанного" носа сместился назад и центр тяжести, располагаясь практически в аэродинамическом фокусе. В результате машина стала неустойчивой на некоторых режимах, что нравилось опытным пилотам, но пугало новичков.
И-16 стал первым советским истребителем с бронированием пилотской кабины. Пилот был защищен броней спереди, снизу и сзади. ЦКБ-12П, вооруженный парой синхронизированных пушек Б.Г. Шпитального, стал первым в мире истребителем с пушечным вооружением. На счету И-16 и первая в мире ракетная атака в воздушном бою. 20 августа 1939 года пятерка И-16, ведомая лейтенантом Н.И. Звонаревым, применила реактивные снаряды РС-82 по японским самолетам над Халхин-Голом. До этого ракеты применяли лишь против воздушных шаров в первую мировую войну.
И-16 впервые широко использовался в 1936 году в Испании республиканскими войсками в боевых действиях против фашистских мятежников. Республиканцы прозвали И-16 Mosca (Муха), а фашисты - Rata (Крыса). И-16 принимал участие в боевых действиях в Китае, Монголии, а также в начальный период Великой отечественной войны, оставаясь на вооружении до 1943 года.
Прозванный японцами "Abu" (Овод), И-16 не уступал своим противникам Nakajima Ki-27 и Mitsubishi A5M. Кроме того, советские летчики применяли остроумную тактику. Они подходили к району боевых действий с выпущенными шасси, чтобы ввести в заблуждение японских истребителей, которые принимали их за тихоходные И-15 и И-152.
Во время Великой Отечественной войны истребительный полк, состоявший из И-16, первым в декабре 1941 года получил звание гвардейского. Первыми из боевых летчиков, получивших звание Героя Советского Союза, были С. П. Здоровцев, М. П. Жуков, П. Т. Харитонов, воевавшие на И-16. На И-16 воевали дважды Герои Советского Союза Л. В. Ворожейник, С. И. Грицевич, Г. П. Кравченко, Б. Ф. Сафонов.
И-16 строился крупной серией, начиная с 1934 по 1940 год. Всего было выпущено 6555 (по другим данным 8194 и даже 20000) экземпляров этого самолета в 18 модификациях конструкции, с двигателями воздушного охлаждения мощностью от 480 л.с. (М-22) до 1100 л.с. (М-62 и М-63). Наибольшее количество И-16 выпускалось с двигателем М-25 мощностью 715 л.с. Максимальная скорость И-16 в зависимости от мощности двигателя менялась в пределах от 440 до 490 км/час.
Во франкистской Испании И-16 типа 10 строились серийно и оставались в строю в качестве учебно-тренировочного и пилотажного самолета до 1954 года!
Самолет И-16 имел смешанную конструкцию. Фюзеляж был деревянным типа "полумонокок", с каркасом из четырех сосновых лонжеронов, одиннадцати шпангоутов и стрингеров. Обшивка выклеивалась из шпона и состояла из двух частей, притянутых к каркасу клеем и гвоздями. Готовый фюзеляж обтягивался тканью, тщательно шпаклевался и вышкуривался.
Двухлонжеронное крыло состояло из центроплана и пары отъемных консолей. Лонжероны ферменной конструкции сваривались из стальных труб. Нервюры из дюралюминиевых профилей. Носок крыла обшивался листовым дюралюминием, а все крыло перкалем. На самолете И-16 тип 24 крыло сверху обшивалось фанерой. Элероны большой площади занимали всю заднюю кромку консолей. На взлете и посадке они работали как закрылки с отклонением от нейтрали вниз на 15°.
Хвостовое оперение - металлическое с полотняной обшивкой. Киль и стабилизатор - двухлонжеронные. Рули, равно как и элероны, имели трубчатые лонжероны.
Шасси - убирающееся, пирамидального типа, с жидкостно-газовой амортизацией. Колеса имели тормоза колодочного типа с механическим приводом от педалей. Система уборки была ручной, с приводом от лебедки, расположенной на правом борту кабины, очень сложной и ненадежной из-за обилия тросов, роликов, фиксаторов и других элементов.
Костыль управляемый, с резиновой пластинчатой амортизацией. Управление костылем и рулем направления тросовое, рулем высоты и элеронами - жесткое, трубчатыми тягами и качалками.
Силовая установка - девятицилиндровый звездообразный двигатель с металлическим воздушным винтом, шаг винта из алюминиевого сплава можно было изменять на земле.
Вооружение первоначально состояло из двух крыльевых пулеметов ШКАС, к которым впоследствии добавили еще два синхронных. Начиная с И-16 (тип 17) вместо крыльевых пулеметов устанавливали пушки ШВАК калибра 20 мм.
Окраска самолетов И-16 была самой разнообразной, но наиболее распространенный вариант имел зеленый защитный цвет сверху и светло-голубой снизу.
Тактико-технические характеристики Размеры, м: | |
длина | 5.9 |
размах крыла | 9.0 |
площадь крыла, м.кв. | 14.5 |
Масса, кг: | |
взлетная | 1345 |
Двигатель | М-22 |
мощность, л.с. | 480 |
Скорость, км/ч: | |
максимальная (на высоте, км) | 359 |
Время виража на высоте 5000 м, сек | 9.4 |
Потолок практический, м | 7130 |
Вооружение: | |
Пулеметы 7.62 мм | 2 |
Экипаж, чел. | 1 |
Литература: - Моделист-конструктор №9 1982
Чертежи